Кто может быть заявителем и уполномоченным изготовителем лицом

Кто может быть заявителем и уполномоченным изготовителем лицом

Расскажем о том, кто может быть заявителем при обязательной оценке соответствия (а кто нет), в каких случаях это может быть изготовитель, в каких продавец, в каких уполномоченное изготовителем лицо (и кто этим лицом может быть).

Нормативная база

ЕАЭС

Ответ на вопрос, кто может быть заявителем, содержится в п.5. Приложения №9 к Договору о ЕАЭС:

При оценке соответствия заявителем могут быть зарегистрированные на территории государства-члена в соответствии с его законодательством юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, являющиеся изготовителем или продавцом либо уполномоченным изготовителем лицом.

Круг заявителей устанавливается в соответствии с техническим регламентом Союза.

В этом же Приложении №9, но уже в п.3. содержится также определение «уполномоченного изготовителем лица»:

«Уполномоченное изготовителем лицо» — зарегистрированные в установленном законодательством государства-члена порядке на его территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, которые на основании договора с изготовителем, в том числе иностранным изготовителем, осуществляют действия от имени этого изготовителя при оценке соответствия и выпуске в обращение продукции на территории Союза, а также несут ответственность за несоответствие продукции требованиям технических регламентов Союза.

Эти же формулировки (иногда в несколько другом виде) встречаются и, самое главное, уточняются в иных нормативных документах и технических регламентах. Например, в Решении Коллегии ЕЭК №293 «О единых формах сертификата и декларации...»  формулировка повторяется практически слово в слово, а в Решении Совета ЕЭК №44 «О типовых схемах оценки соответствия» уточняется, кто именно (изготовитель или продавец) может быть заявителем при определённой схеме оценки соответствия.

Россия

В национальном же законодательстве (а именно в 184-ФЗ «О техническом регулировании») установлены обязательные требования к заявителю только при декларировании соответствия (статья 24):

При декларировании соответствия заявителем может быть зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на ее территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, либо являющиеся изготовителем или продавцом, либо выполняющие функции иностранного изготовителя на основании договора с ним в части обеспечения соответствия поставляемой продукции требованиям технических регламентов и в части ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям технических регламентов (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя)

При сертификации же к заявителю не предъявляется особых требований (в плане регистрации), а потому иностранный производитель также может быть заявителем при сертификации на соответствие стандартам и техрегламентам РФ. Если иное не установлено этими стандартами и техрегламентами, разумеется.

Если говорить о прочих системах сертификации, то, например, заявителем в некоторых схемах сертификации средств связи может быть иностранная компания, а при сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности — только зарегистрированные в России юрлица или ИП.

Таким образом, к заявителю и в ЕАЭС, и в РФ есть, по сути, только 2 требования:

  1. Он должен быть зарегистрирован на территории действия системы технического регулирования (ЕАЭС для соответствующих техрегламентов или РФ для национальных стандартов). За редким вышеупомянутым исключением: сертификация по национальному стандарту.

  2. При оформлении документа на серийный выпуск он должен быть изготовителем либо уполномоченным изготовителем лицом.

Требования вполне логичные. Регистрация на территории действия определённых разрешительных документов необходима, чтобы заявителя можно было найти (и при необходимости привлечь к ответственности). А гарантировать соответствие продукции при серийном выпуске может только тот, кто её производит.

Уполномоченное изготовителем лицо

В том случае, если на продукцию необходимо оформить документ на серийный выпуск, а производит её иностранная компания, то заявителем может выступить только уполномоченное изготовителем лицо.

В начале мы приводили определение уполномоченного лица, остановимся на трёх ключевых моментах этого определения:

«Зарегистрированное в установленном законодательством государства-члена порядке на его территории лицо»

Как уже сказано выше, сделано это для того, чтобы заявитель подпадал под юрисдикцию контролирующих органов.

«На основании договора с изготовителем осуществляет действия от имени этого изготовителя при оценке соответствия и выпуске в обращение продукции»

Ключевой момент. Между уполномоченным лицом и изготовителем должен быть заключён официальный договор, согласно которому заявитель будет действовать от имени изготовителя в ходе процедуры оценки соответствия: подавать заявку в орган, предоставлять образцы для испытаний, проводить сами испытания (при декларировании), получать сертификат / регистрировать декларацию и т.д…

Именно этот договор, помимо прочих документов, заявитель предоставляет в орган при подаче заявки. Подробнее о нём чуть ниже.

«А также несёт ответственность за несоответствие продукции»

И это тоже очень важный момент, который нередко забывают многие заявители. Нюанс здесь в том, что для законодательства "не существует" иного нарушителя, кроме заявителя. Если выявлено несоответствие продукции — наказан будет заявитель. И возмещать вред (если он имел место) будет тоже только он.

Более того, в статье 36 закона 184-ФЗ «О техническом регулировании» даже есть отдельный пункт, исключающий любые попытки заявителя как-то переложить ответственность по возмещению вреда на производителя (или кого-то ещё):

4. Обязанность возместить вред не может быть ограничена договором или заявлением одной из сторон. Соглашения или заявления об ограничении ответственности ничтожны.

Договор уполномоченного лица

У данного договора нет утверждённой формы и даже какого-то типового образца. Всё дело в том, что это очень индивидуальный документ, описывающий взаимодействие конкретного доверителя и конкретного поверенного. Бывает, что его положения входят в "общий" дистрибьюторский договор, но если нет — такой договор надо заключать дополнительно.

Содержание договора уполномоченного лица зависит от того, кем вообще является поверенное лицо (продавец, импортёр, дистрибьютор), и кем оно приходится производителю: это может быть дочерняя компания в рамках международного холдинга, а может быть дистрибьюторская сеть, сотрудничающая с разными производителями — очевидно, что договоры в этих случаях будут отличаться.

Соответственно, от взаимоотношений доверителя и поверенного зависят конкретные моменты, которые надо отразить в договоре:

  • какая ответственность есть у сторон друг перед другом;
  • какие полномочия имеет поверенный по отношению к доверителю (какие действия может / должен предпринять, чтобы не допустить на рынок несоответствующую продукцию);
  • как доверителем компенсируются затраты поверенного на проведение процедуры, в каком объёме;
  • как доверителем компенсируются иные расходы доверителя (та же компенсация вреда заявителем в соответствии с требованием законодательства);
  • срок действия договора и механизм его расторжения;
  • и т.д...

Поэтому составление договора уполномоченного лица — серьёзная работа, к которой надо подойти предельно ответственно. Собственно, как и к любому другому договору, особенно внешнеэкономическому.

Всё самое важное о подтверждении соответствия в ЕАЭС — в еженедельной пятничной рассылке Агентства РСТ

Подпишитесь, и со временем Вы будете умело ориентироваться в аккредитованных органах, ведомственных реестрах и поставщиках услуг:

Для заказа услуг или получения консультации звоните +7 (499) 553 03 03