Ввоз образцов для сертификации в 2020 году

Кто осуществляет отбор образцов для испытаний в соответствии с ГОСТ, как правильно ввезти образцы и оформить их на таможне — об этом данная статья.

Почему о ввозе образцов столько разговоров?

Примерно год назад профильные форумы участников ВЭД стали наполняться вопросами в духе: «У меня требуют таможенную декларацию на ввезённые образцы, что делать, правомерны ли действия инспекторов?»

Как нетрудно догадаться, громче всех возмущались именно те, у кого со ввозом образцов не всё было гладко. Люди углублялись в законодательство ЕАЭС, желая зацепиться там за что-нибудь, что позволило бы им указать на незаконность подобных требований и оспорить их в судебном порядке. Однако, до судов почему-то так и не дошло…

Обсуждений этих было настолько много, и они были настолько эмоциональными, что многие действительно подумали, что порядок ввоза образцов как-то изменился. В действительности же сама процедура не претерпела никаких изменений, однако за её соблюдением стали более пристально следить, прикрыв "лазейки" для хитрых и предприимчивых импортёров. Что, собственно, и спровоцировало их негодование.

Как по закону?

Всю исчерпывающую информацию о ввозе образцов можно найти в Разъяснениях ФТС России и Федеральной службы по аккредитации от 29 декабря 2017 года «О порядке совершения таможенных операций, связанных с ввозом в Российскую Федерацию товаров в качестве проб и образцов для целей проведения исследований и испытаний продукции».

Эти разъяснения носят рекомендательный характер и дополняют уже официальный нормативный акт: Решение Коллегии ЕЭК №294 от 25 декабря 2012 года «О Положении о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза» [PDF].

О.тдельно стоит упомянуть действующий межгосударственный стандарт ГОСТ 31814-2012 «Оценка соответствия. Общие правила отбора образцов для испытаний продукции при подтверждении соответствия» — в нём указано, кто и где именно должен производить отбор образцов.

И обязательно стоит заглянуть ещё в перечень стандартов по каждому конкретному техрегламенту, потому что для определённой продукции могут существовать какие-то свои требования или ограничения.

Мы не будем пересказывать здесь текст вышеупомянутых документов (в любом случае лучше изучить оригиналы), а попробуем донести логику процесса отбора образцов и проведения испытаний.

Всё начинается с решения по заявке

Именно в решении по заявке (в случае, если это решение положительное, разумеется) содержится вся информация о необходимом количестве и виде образцов, необходимых для подтверждения соответствия заявленной продукции.

Т.к. все заявки разные, то и количество образцов может быть разное, поэтому всегда принимается индивидуальное решение. Принимается тем, кто руководит отбором образцов (при сертификации — орган, при декларировании — заявитель).

Образцы для испытаний — это только образцы для испытаний

Любые ввозимые образцы оформляются исключительно для внутреннего потребления. Это значит, что единственное, что с ними сможет сделать импортёр — отправить их на испытания, после которых эти образцы скорее всего будут уничтожены (юридически — точно). То есть, их нельзя будет потом продать / сдать / передать третьим лицам.

Это справедливо и для тех образцов, что были отобраны из уже ввезённой партии — как только они стали "образцами", они перестали быть "товарами".

Более того! Если Вам говорят, что образцы после испытаний можно будет использовать, то это повод задуматься — а будут ли испытания? Если выяснится, что образцы "уцелели" после испытаний, которые должны были быть разрушающими — то это прямая дорога разрешительных документов в архив за несоблюдение процедуры.

Условный выпуск — быть или не быть?

Существует два принципиально разных логистических подхода по ввозу продукции и образцов:

  1. Ввоз только образцов для внутреннего потребления, проведение испытаний, получение разрешительного документа, ввоз и реализация основной партии продукции.
  2. Ввоз партии продукции и помещение её под условный выпуск, отбор образцов из партии, проведение испытаний, получение разрешительного документа, предоставление его на таможню, реализация продукции.

Нельзя определённо сказать, какой из этих вариантов лучше. Их вообще нельзя сравнивать, ибо они совершенно разные, и принимать решение необходимо по конкретной продукции в конкретной ситуации.

Однако, при условном выпуске у импортёра появляется обязательство в течение 45 дней предоставить разрешительные документы, которые орган не всегда успевает оформить. Учитывая реалии последних дней (органы закрываются, документы аннулируются), ситуации, когда документы не успевают оформить, возникают всё чаще.

В лучшем случае, это чревато для импортёра перемещением условно выпущенных товаров обратно на СВХ и ходатайствами на имя начальника таможенного органа о продлении сроков условного выпуска, в худшем — отказ в выпуске и дело об административном правонарушении.

Поэтому мы рекомендуем тщательно взвешивать все риски и по возможности избегать условного выпуска. Но, повторимся: всё очень индивидуально, а потому решение надо принимать по конкретной ситуации.

Всё самое важное о подтверждении соответствия в ЕАЭС — в еженедельной пятничной рассылке Агентства РСТ

Подпишитесь, и со временем Вы будете умело ориентироваться в аккредитованных органах, ведомственных реестрах и поставщиках услуг:

Для заказа услуг или получения консультации звоните +7 (499) 553 03 03