Обзор 289-ФЗ «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в Российской Федерации»

Хотите знать больше? Подписывайтесь на нашу еженедельную рассылку о техническом регулировании.

Мы используем файлы cookie, разработанные нашими специалистами и третьими лицами, для анализа событий на нашем веб-сайте, что позволяет нам улучшать взаимодействие с пользователями и обслуживание. Продолжая просмотр страниц нашего сайта, вы принимаете условия его использования. Более подробные сведения смотрите в нашей Политике использования файлов cookie.

Разбираем Закон о маркетплейсах

Разбираем Закон о маркетплейсах



31 июля 2025 года Владимир Путин подписал долгожданный закон о платформенной экономике (289-ФЗ «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в Российской Федерации» 📄, далее — Закон). До этого законопроект  несколько раз переписывали и анонсировали отдельные положения, чтобы оценить реакцию бизнеса и органов власти. Что нового Закон о платформенной экономике (или Закон о маркетплейсах) принесёт бизнесу и почему он так важен? Разберем основные положения в этой статье.

Зачем нужен ещё один закон?

К бизнесу в России предъявляется огромное количество требований. Чтобы отследить все нововведения и разобраться в них, предпринимателю порой не хватает даже 24 часов в сутках. Однако новый закон о платформенной экономике нельзя отнести к избыточному регулированию.

В России сложилась уникальная ситуация: крупнейшие игроки рынка Интернет-торговли, такие как Ozon, «Яндекс.Маркет», «Мегамаркет», Wildberries, фактически работают в условиях отсутствия единого регулирования. Отдельные попытки надзорных органов контролировать эту «серую» зону до сих пор больше напоминали лечение симптомов подорожником, чем системную работу. Маркетплейсы самостоятельно решали многие вопросы, но периодически между ними и поставщиками или исполнителями в ПВЗ возникали конфликты. И новый закон призван как раз установить единые требования к онлайн-торговле через посреднические площадки.

В пояснительной записке разработчики нового закона указали:

«Цифровые платформы… позволяют оптимально выстроить взаимодействие граждан, бизнеса и государства между собой. Проект федерального закона «О платформенной экономике в Российской Федерации» разработан для создания безопасной цифровой среды на цифровых платформах, а также для создания правовых условий развития и функционирования таких платформ путем установления требований к их деятельности».

Разбираемся в терминологии

Новый закон о маркетплейсах вводит ключевые понятия в сфере платформенной экономики. Рассмотрим основные из них:

  1. Платформенная экономика. Закон определяет её как совокупность организационных и имущественных отношений, складывающихся в результате взаимодействия неограниченного круга лиц посредством цифровых платформ для осуществления предпринимательской деятельности или в иных целях, в том числе не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

    Под «цифровой платформой» понимается информационная система, программа ЭВМ или сайт, при помощи которых участники платформенной экономики взаимодействуют между собой и с покупателями. Например, сайт или мобильное приложение «Яндекс.Маркет».


  2. Посредническая цифровая платформа. Это цифровая платформа, которая предоставляет техническую возможность для:

    • взаимодействия оператора, партнёров и пользователей с целью заключения гражданско-правовых договоров;
    • размещения заказов и (или) карточек товаров;
    • совершения сделок между партнёрами (продавцами товаров и исполнителями) и пользователями (покупателями);
    • оплаты товара (работы, услуги) пользователем в пользу партнёра.

    По новому закону все посреднические цифровые платформы (ПЦП) должны быть включены в специальный реестр.

    Внимание. Правительство дополнительно установит критерии отнесения цифровой платформы к ПЦП, порядок выявления ПЦП, а также правила ведения реестра ПЦП. Эти аспекты в Законе пока не урегулированы.

    Оператором ПЦП может выступать ИП, иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо (в том числе иностранное), иностранная организация без статуса юрлица. Оператор эксплуатирует посредническую цифровую платформу и оказывает услуги организации взаимодействия партнёров и пользователей. По сути, он предоставляет доступ к торговой витрине, но сам ничего не продаёт (за исключением случаев, когда он выступает как продавец). Это и является сутью платформенной экономики. Оператором ПЦП может быть как владелец платформы, так и тот, кто заключил договор с владельцем об эксплуатации платформы.


  3. Партнёр посреднической цифровой платформы. Это лицо, заключившее гражданско-правовой договор с оператором. Партнеры делятся на две основные группы:

    • продавцы товаров или услуг;
    • исполнители.
  4. Владельцы пунктов выдачи заказов (ПВЗ). Это те, кто заключил договор с оператором и на законном основании осуществляет в ПВЗ деятельность по приемке, хранению, доставке, выдаче, отправлению и возврату товаров, заказанных покупателем на ПЦП, а также иные действия, направленные на совершение сделок, проведение расчётов или осуществление финансовых операций между пользователем, оператором и партнером.

Партнёрами могут выступать юрлица, ИП и самозанятые. Владеть пунктом выдачи заказов могут ИП или юридические лица.

Взаимодействие оператора, партнера, владельца ПВЗ

Закон обязывает оператора обеспечить открытый и недискриминационный доступ к ПЦП для неограниченного круга лиц. Это не исключает проверку потенциальных партнеров через ЕГРЮЛ, ЕГРИП либо идентификации и аутентификации через Госуслуги. Правила проверки определит Правительство.

Оператор и партнёр будут заключать договор, требования к обязательным условиям которого содержит статья 5 Закона. Договор можно будет подписать в электронном виде прямо на платформе.

Обязательные условия договора между оператором и партнёром включают:

  • требования к партнеру, владельцу ПВЗ;
  • порядок обмена юридически значимыми сообщениями, в том числе уведомлениями об изменении договора;
  • исчерпывающий перечень применяемых к партнеру, владельцу ПВЗ мер ответственности, основания и порядок их применения;
  • порядок обжалования решений и действий (бездействия) оператора в рамках досудебного урегулирования;
  • порядок продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг на ПЦП;
  • порядок осуществления взаиморасчётов между оператором и партнёром, включая порядок определения срока платежей;
  • порядок установления, изменения партнёрами цены товара, работы, услуги, а также установления скидки на предлагаемые товары, работы и услуги;
  • порядок определения размера вознаграждения оператора за оказание услуг партнёру.

Оператор не сможет сообщать «по факту» об одностороннем изменении договора. Статья 12 Закона устанавливает сроки уведомления партнёров, владельцев ПВЗ от 15 дней до 45 дней в зависимости от условия, которое корректируют, а также исчерпывающий перечень ситуаций, когда их можно не соблюдать.

Важно. Статья 9 Закона определяет порядок установления маркетплейсом скидок на товары партнёров: оператор обязан уведомить продавца не менее чем за 5 рабочих дней. Если партнёр отказывается применять скидки, оператор не вправе ограничивать его в пользовании личным кабинетом, снижать его рейтинг, изменять положение карточки товара в поисковой выдаче или как-то ещё ущемлять его права.

Решение споров между оператором и партнерами, владельцами ПВЗ

Статья 14 Закона закрепляет обязательное досудебное урегулирование разногласий в ситуациях, когда оператор:

  • применил в отношении партнёра или владельца ПВЗ меры гражданско-правовой ответственности (например, взыскание неустойки);

  • ограничил или прекратил размещение карточки товара;

  • ограничил доступ к личному кабинету;

  • снизил рейтинг;

  • изменил положение карточки товара в поисковой выдаче.

Партнер или владелец ПВЗ подают жалобу на самой платформе, и оператор обязан её рассмотреть в течение 15 дней. Если обращение признаётся обоснованным, то ограничения на ПЦП нужно снять в течение 48 часов.

Порядок досудебного обжалования не применяют, если оператор ограничил размещение карточки товара, доступ к личному кабинету или прекратил размещение карточки товара по вступившему в силу решению суда или решению органов государственной власти.

Требования к карточке товара и ограничения на торговлю

Статья 7 Закона устанавливает требования к информации, размещаемой в карточке товара. Например, в ней должны быть указаны сведения о партнёре, товаре, работе, услуге, в том числе о наличии у партнёра разрешений, лицензий или иных документов, необходимых для выполнения работ, оказания услуг; информация об обязательной маркировке.

В карточке обязательно размещают ссылку на реестр деклараций о соответствии и сертификатов соответствия, чтобы подтвердить обязательное или о добровольное подтверждение соответствия товара требованиям ЕАЭС. Если продукция подлежит государственной регистрации, то дают ссылку на единый реестр СГР.

Закон прямо запрещает размещение карточек товаров (работ, услуг), которые содержат предложения о продаже:

  • товаров, изъятых из оборота;
  • пестицидов и агрохимикатов, не прошедших государственную регистрацию или не внесенных в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешённых к применению на территории РФ;
  • БАДов, не прошедших государственную регистрацию специализированной пищевой продукции в соответствии с законодательством РФ;
  • лекарственных препаратов и медизделий, не зарегистрированных в соответствии с законодательством РФ;
  • товаров, подлежащих обязательной маркировке «Честный ЗНАК», если партнёр не является участником оборота таких товаров;
  • продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без размещения партнёром информации об обязательном и добровольном подтверждении соответствия;
  • товаров, требующих маркировки, если информация о ней отсутствует.

Правительство имеет право установить иные требования к карточке товара, в том числе требования к отображению информации о цене товара, размещению карточки товара, а также требования, без соблюдения которых оператор не вправе размещать карточку на ПЦП.

На что еще важно обратить внимание

Поисковая выдача — статья 10 Закона. Если оператор использует инструменты для продвижения товара (услуги) в поисковой выдаче, то все партнёры должны иметь равный доступ к этим инструментам. Закон закрепляет принцип недискриминационного подхода к работе ПЦП.

Отношения с исполнителями — физическими лицами. Закон о маркетплейсах устанавливает, что:

  • на исполнителей — физических лиц не распространяются правила внутреннего трудового распорядка оператора, и оператор не может устанавливать им график работы;

  • исполнитель сам выбирает заказ, который будет выполнять;

  • каждый заказ оплачивается исполнителю отдельно;

  • оператор не предоставляет исполнителям-физлицам еженедельные выходные и отпуск по трудовому законодательству, что не ограничивает исполнителя в перерывах во время работы и пользовании временем отдыха.

Это значит, что законодатели заранее исключают риски признания отношений с курьерами или работниками ПВЗ трудовыми. Не секрет, что многие сотрудники пунктов выдачи заказов оформлены не как штатные работники, потому что полное соблюдение трудового законодательства в их случае приведёт к заметному удорожанию работы ПВЗ.

Защита прав исполнителей. Закон обязывает операторов:

  • не навязывать исполнителю свой режим работы;
  • следить за безопасностью работ при выполнении заказа;
  • не допускать несовершеннолетних к запрещенным для них видам деятельности и т.д.

Также ПЦП смогут предоставлять своим исполнителям пенсионные и страховые продукты, что повысит социальную защищенность работников.

Закон о платформенной экономике вступит в силу 1 октября 2026 года. Он легализует фактические правила работы маркетплейсов, многие из которых есть уже сейчас. Но у продавцов появится дополнительный инструмент для защиты своих прав в общении с владельцами Интернет-платформ для торговли.

Всё самое важное о сертификации в ЕАЭС — в еженедельной рассылке Агентства РСТ

Подпишитесь, и со временем Вы будете свободно ориентироваться в техрегламентах, органах по аккредитации и ведомственных реестрах:

E-mail*

Я выражаю согласие на обработку персональных данных

Для заказа услуг или получения консультации звоните +7 (499) 553 03 03

Заказать услугу

Подробно опишите свою продукцию и задачу

* - обязательное для заполнения поле

Я выражаю согласие на обработку персональных данных

Отправляя заявку, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Отлично!

Очень скоро с вами свяжутся.

Заявка на расчёт стоимости и сроков

* - обязательное для заполнения поле

Я выражаю согласие на обработку персональных данных

Отправляя заявку, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Ваша заявка успешно отправлена!

Дождитесь, пожалуйста, пока наш менеджер свяжется с Вами. И проверьте почту — мы отправили Вам письмо с полезной информацией о стоимости разрешительных документов.

Заказ на получение руководства по оценке соответствия

Обязательно указывайте тот же e-mail, на который получаете рассылку, если Вы уже наш подписчик.

* - обязательное для заполнения поле

Оставляя заказ, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Отлично, проверьте почту!

На неё придёт письмо со ссылкой для подтверждения подписки (или уведомление об успешной отправке заявки, если Вы уже подписчик).

Предзаказ методического руководства по Вашей продукции

Когда у нас появится методическое руководство по указанной Вами продукции — мы сразу сообщим Вам об этом.

* - обязательное для заполнения поле

Оставляя предзаказ, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Отлично, предзаказ сделан!

Проверьте, что получили на указанную Вами почту автоматическое уведомление от service@rctest.ru.