Про экспортный контроль и товары двойного назначения

Про экспортный контроль и товары двойного назначения

Что такое товары двойного назначения, почему в отношении них осуществляется экспортный контроль, и зачем для этого в России есть отдельный федеральный закон и федеральная служба.

Нормативная база

Вся информация собрана в соответствующем Федеральном законе 183-ФЗ «Об экспортном контроле», вступившем в силу 29 июля 1999 года. В нём даётся определение и самого экспортного контроля, и продукции, ему подлежащей.

Интересная особенность, что само понятие «продукции двойного назначения», хоть и фигурирует в тексте 183-ФЗ, никак не закреплено законодательно. Официально это «контролируемые товары и технологии», но из их определения понятно, о каком двойном назначении идёт речь:

контролируемые товары и технологии — сырьё, материалы, оборудование, научно-техническая информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности (права на них), которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, а также продукция, являющаяся особо опасной в части подготовки и (или) совершения террористических актов;

экспортный контроль — комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов;

Осуществляет экспортный контроль Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России). Положение о ней утверждено Указом Президента РФ №1085 от 16 августа 2004 года.

Список товаров двойного назначения

Единого перечня товаров двойного назначения не существует.

На данный момент в России действует 6 контрольных списков экспортного контроля, утверждённых также соответствующими президентскими указами, в каждом из которых подробно описан свой перечень продукции двойного назначения:

  • Список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники, и в отношении которых осуществляется экспортный контроль ( Указ №1661 от 17 декабря 2011 года)

  • Список микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю ( Указ №1083 от 20 августа 2007 года)

  • Список оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль ( Указ №36 от 14 января 2003 года)

  • Список химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия, и в отношении которых установлен экспортный контроль ( Указ №1082 от 28 августа 2001 года)

  • Список оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия, и в отношении которых установлен экспортный контроль ( Указ №1005 от 8 августа 2001 года)

  • Список ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль ( Указ №202 от 14 февраля 1996 года).

Какие документы нужны для экспорта продукции двойного назначения

Принципиально в экспортном контроле есть два типа разрешительных документов, в зависимости от того, подпадает ли конкретная продукция в вышеупомянутые контрольные списки (и подлежит ли, соответственно, экспортному контролю).

Если продукция не подпадает под экспортный контроль, то необходимо оформлять идентификационное заключение ФСТЭК на экспорт данной продукции.

Данное заключение можно сравнить с отказным письмом: оно также подтверждает, что для данной продукции не требуется оформление разрешительного документа (в данном случае — лицензии ФСТЭК).

Также ещё одна важная особенность заключения ФСТЭК в том, что оно оформляется на конкретную партию продукции, указанную в конкретном внешнеэкономическом контракте, без которого заключение получить нельзя.

Если продукция подпадает под экспортный контроль, то для её экспорта (а иногда и импорта) необходимо оформлять лицензию ФСТЭК или разрешение КЭК (комиссии по экспортному контролю).

Лицензия оформляется в том случае, если иностранное лицо будет использовать продукт по назначению. Разрешение — если продукция вывозится с возвратом (например, если это образец для выставки или оборудование для ремонта).

Уточним, что оформлением лицензий ФСТЭК и разрешений КЭК мы не занимаемся.

Всё самое важное о подтверждении соответствия в ЕАЭС — в еженедельной пятничной рассылке Агентства РСТ

Подпишитесь, и со временем Вы будете умело ориентироваться в аккредитованных органах, ведомственных реестрах и поставщиках услуг:

Для заказа услуг или получения консультации звоните +7 (499) 553 03 03

Заявка на консультацию

Чем подробнее Вы опишете свою продукцию и задачу — тем полнее будет консультация.

* - обязательное для заполнения поле

Отправляя заявку, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Отлично!

Очень скоро с вами свяжутся.

Заявка на расчёт стоимости и сроков

* - обязательное для заполнения поле

Отправляя заявку, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Ваша заявка успешно отправлена!

Дождитесь, пожалуйста, пока наш менеджер свяжется с Вами. И проверьте почту — мы отправили Вам письмо с полезной информацией о стоимости разрешительных документов.

Заявка на участие в вебинаре

После того, как Вы оставите заявку, мы свяжемся с Вами для подтверждения участия.

* - обязательное для заполнения поле

Отправляя заявку, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Ваша заявка успешно отправлена!

В течение 2-х дней мы свяжемся с Вами для подтверждение участия.