Готовимся к 248-ФЗ

Готовимся к 248-ФЗ

1 июля 2021 года вступает в силу Федеральный закон 248-ФЗ от 31 июля 2020 года «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» 📄. Рассказываем, что с этого дня изменится для производителей, импортёров, продавцов, да и вообще для всех контролируемых лиц.

Как и в случае с новым порядком регистрации деклараций, кардинально в общей картине ничего не изменится: те же люди (инспекторы территориальных органов) будут проводить те же мероприятия (запросы, проверки) среди тех же лиц (производителей, импортёров, ритейлеров).

Но в деталях прослеживается изменение глобального подхода к государственному контролю. Он всё больше движется в сторону публичных реестров и электронного документооборота. Именно здесь скрыт наибольший потенциал всей системы, но одновременно здесь же кроется и самая большая её проблема.

Контроль или надзор?

Пикантная деталь 248-ФЗ: он одновременно и о контроле, и о надзоре.

Хоть понятия эти практически идентичные, законодатель настойчиво их разделяет. Как пример — на федеральном и региональном уровне возможен и контроль, и надзор, а на муниципальном уровне возможен только контроль. Но об этом подробнее ниже.

Само понятие государственного контроля и надзора закреплено в первом пункте первой статьи первой главы первого раздела закона. А в третьем пункте этой же статьи уточняется то, что не является ни контролем, ни надзором.

Определение государственного контроля (ст.1, п.1)

1. Под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации [..] в целях настоящего Федерального закона понимается

  • деятельность контрольных (надзорных) органов,
    • направленная на
      • предупреждение,
      • выявление
      • и пресечение нарушений обязательных требований,
    • осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством
      • профилактики нарушений обязательных требований,
      • оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований,
      • выявления их нарушений,
      • принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по
        • пресечению выявленных нарушений обязательных требований,
        • устранению их последствий
        • и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

Что НЕ является государственным контролем (ст.1, п.3)

3. Для целей настоящего Федерального закона к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относятся:

  1. мероприятия по проверке заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции органов внутренних дел и иных органов дознания;

  2. оперативно-разыскная деятельность, дознание и предварительное следствие;

  3. производство и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях;

  4. рассмотрение дел о нарушении законодательства о рекламе;

  5. проверка устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности;

  6. деятельность судов, деятельность по обеспечению установленного порядка деятельности судов и деятельность по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц;

  7. деятельность органов прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора;

  8. расследование причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда (ущерба) окружающей среде, имуществу граждан и организаций, государственному и муниципальному имуществу;

  9. деятельность органов внешней разведки Российской Федерации;

  10. деятельность органов государственной охраны;

  11. деятельность органов федеральной службы безопасности.

На что распространяется 248-ФЗ?

По сути, 248-ФЗ — это мощное российское горизонтальное законодательство. Не исключено, что виды контроля, которые сейчас не подпадают под него, в будущем под него перейдут.

А какие виды, собственно, подпадают? Если вкратце — все, кроме некоторых.

Подробнее об этом говорит вся вторая статья закона. Непосредственно перечни контролей и надзоров, которые не подпадают под 248-ФЗ, указан в четвёртом и пятом пунктах. Отличия в том, что в пятом пункте перечислены виды только государственного контроля, а в четвёртом — все прочие.

НЕ подпадает под 248-ФЗ (ст.2, п.4)

4. Положения настоящего Федерального закона не применяются к организации и осуществлению:

  1. государственного контроля (надзора) в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

  2. экспортного контроля;

  3. государственного портового контроля;

  4. контроля, непосредственно связанного с обеспечением обороны, государственного контроля за деятельностью в области военно-технического сотрудничества;

  5. надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения;

  6. надзора за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях на водных объектах;

  7. контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

  8. государственного финансового контроля и муниципального финансового контроля, контроля за использованием средств государственными корпорациями;

  9. контроля (надзора) за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, некредитных финансовых организаций, надзора в национальной платежной системе;

  10. контроля и надзора за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;

  11. контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;

  12. контроля в сфере правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;

  13. контроля за деятельностью специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;

  14. контроля за деятельностью федерального и региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;

  15. контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контроля за соблюдением законодательства при организации и проведении закупок отдельными видами юридических лиц;

  16. контроля за соблюдением законодательства о государственном оборонном заказе;

  17. контроля за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

  18. деятельности в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации.

Также НЕ подпадает под 248-ФЗ (ст.2, п.5)

5. Положения настоящего Федерального закона не применяются к организации и осуществлению следующих видов государственного контроля (надзора):

  1. налоговый контроль;

  2. валютный контроль;

  3. таможенный контроль;

  4. контроль в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

  5. контроль за соблюдением требований к антитеррористической защищённости объектов (территорий);

  6. федеральный государственный контроль (надзор) за оборотом оружия;

  7. федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной деятельности;

  8. федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности;

  9. федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны;

  10. федеральный государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;

  11. федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции;

  12. федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций;

  13. надзор и контроль за исполнением законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях;

  14. федеральный государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций;

  15. государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства;

  16. контроль за соблюдением страхователем законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части уплаты страховых взносов и выплат страхового обеспечения;

  17. федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии;

  18. лицензионный контроль деятельности организаций по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях, включая разработку, изготовление, испытание, транспортирование (перевозку), эксплуатацию, хранение, ликвидацию и утилизацию ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения;

  19. контроль при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в государства, не входящие в Евразийский экономический союз, драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы;

  20. государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации, осуществляемый без взаимодействия с контролируемым лицом;

  21. государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, при осуществлении такого контроля без взаимодействия с контролируемым лицом;

  22. государственный контроль и надзор за обработкой персональных данных, осуществляемые без взаимодействия с контролируемым лицом;

  23. государственный контроль в области связи, осуществляемый без взаимодействия с контролируемым лицом;

  24. контроль за излучениями радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств (радиоконтроль).

Конкретика — в положениях о видах контроля

В третьей статье 248-ФЗ фигурируют такие законодательные акты, как положения о видах контроля.

Во втором пункте этой статьи определены три вида контроля (федеральный государственный, региональный государственный и муниципальный) и установлено, какими нормативными документами они регулируются, и кто эти документы утверждает.

А в пятом пункте уже подробно описывается, что должно содержаться в этих положениях.

Виды контроля (ст.3, п.2)

2. Порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля устанавливается:

  1. для вида федерального государственного контроля (надзора) — положением о виде федерального государственного контроля (надзора), утверждаемым Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

  2. для вида федерального государственного контроля (надзора) при передаче полномочий по его осуществлению органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления — положением о виде федерального государственного контроля (надзора), утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также при необходимости положением о виде федерального государственного контроля (надзора), утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

  3. для вида регионального государственного контроля (надзора) — положением о виде регионального государственного контроля (надзора), утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

  4. для вида муниципального контроля — положением о виде муниципального контроля, утверждаемым представительным органом муниципального образования.

Что определяется положением о виде контроля (ст.3, п.5)

5. Положением о виде контроля определяются:

  1. контрольные (надзорные) органы, уполномоченные на осуществление вида контроля;

  2. критерии отнесения объектов контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба) в рамках осуществления вида контроля;

  3. перечень профилактических мероприятий в рамках осуществления вида контроля;

  4. виды контрольных (надзорных) мероприятий, проведение которых возможно в рамках осуществления вида контроля, и перечень допустимых контрольных (надзорных) действий в составе каждого контрольного (надзорного) мероприятия;

  5. виды и периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий для каждой категории риска, за исключением категории низкого риска;

  6. особенности оценки соблюдения лицензионных требований контролируемыми лицами, имеющими лицензию;

  7. иные вопросы, регулирование которых в соответствии с настоящим Федеральным законом, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами о видах контроля осуществляется положением о виде контроля.

... и в федеральных законах о видах контроля

В четвёртом пункте всё той же третьей статьи указаны также федеральные законы о видах контроля, которые могут устанавливать положения, которые должны содержаться в положении о виде контроля. Собственно, мы уже практически целиком процитировали весь этот пункт:

4. Федеральные законы о видах контроля могут устанавливать положения, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом должны содержаться в положении о виде контроля.

Всё станет понятно в первой половине 2021

248-ФЗ вступает в силу 1 июля 2021 года. Соответственно, к этому времени должны появиться уже конкретные положения и законы.

Мы будем следить за вступлением в силу нового закона и публикацией положений и федеральных законов о видах контроля. Чтобы не пропустить ничего — подписывайтесь на нашу еженедельную рассылку.

Понятно, что столь значимые изменения не пройдут бесследно и незаметно, особенно в текущих непростых условиях на рынке. Обсуждения будут очень жаркими. Единственное, что уже точно не изменится:

Надзор за исполнением 248-ФЗ осуществляет Генпрокуратура

О чём гласит седьмой пункт третьей статьи закона:

7. Надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчинёнными ему прокурорами в соответствии с полномочиями, предоставленными Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

Цифровая прозрачность

Самое противоречивое и горячо обсуждаемое в новом 248-ФЗ.

С одной стороны, курс на электронный документооборот и дистанционное взаимодействие — это замечательно. Всё прозрачно и на виду. Решает не бумага, а запись в электронном реестре. И ведомства все необходимые документы и сведения уже не запрашивают у заявителя, а получают из реестра.

Как это сейчас, например, происходит с нотификациями ФСБ — при ввозе шифровальных средств достаточно сообщить номер нотификации в реестре, а не предоставлять копию или оригинал документа.

С другой стороны, именно это и вызывает наибольшее опасение у представителей отрасли. Потому что в единый реестр будет передаваться слишком много сведений, составляющих коммерческую тайну. От рецептуры в технической документации до описания производственного цикла в рамках анализа состояния производства.

И вопрос ответственности за сохранность данной информации — вопрос пока открытый и самый дискуссионный в рамках вступления в силу 248-ФЗ.

Риск-ориентированный подход

Это тоже одно из нововведений в организации государственного контроля. Нельзя назвать этот подход каким-то ноу-хау — он уже длительное время применяется при таможенном оформлении. Но теперь его попробуют применить ещё и в обязательной оценке соответствия.

Конкретику по профилям риска также ждём в положениях и федеральных законах о видах контроля. Единственное, что выделяется из общей массы в 248-ФЗ: категория объектов контроля низкого риска.

Низкий риск

Без конкретных положений, разумеется, сложно делать выводы, но пятый пункт двадцать пятой статьи звучит крайне оптимистично:

5. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля, отнесённых к категории низкого риска, не проводятся.

Посмотрим, как это прекрасная законодательная инициатива будет реализована на практике.

Всё самое важное о подтверждении соответствия в ЕАЭС — в еженедельной пятничной рассылке Агентства РСТ

Подпишитесь, и со временем Вы будете умело ориентироваться в аккредитованных органах, ведомственных реестрах и поставщиках услуг:

Для заказа услуг или получения консультации звоните +7 (499) 553 03 03

Заявка на консультацию

Чем подробнее Вы опишете свою продукцию и задачу — тем полнее будет консультация.

* - обязательное для заполнения поле

Отправляя заявку, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Отлично!

Очень скоро с вами свяжутся.

Заявка на расчёт стоимости и сроков

* - обязательное для заполнения поле

Отправляя заявку, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Ваша заявка успешно отправлена!

Дождитесь, пожалуйста, пока наш менеджер свяжется с Вами. И проверьте почту — мы отправили Вам письмо с полезной информацией о стоимости разрешительных документов.

Заявка на участие в вебинаре

После того, как Вы оставите заявку, мы свяжемся с Вами для подтверждения участия.

* - обязательное для заполнения поле

Отправляя заявку, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Ваша заявка успешно отправлена!

В течение 2-х дней мы свяжемся с Вами для подтверждение участия.