По поручению Владимира Путина в 2015 году Минпромторг совместно с Росстандартом предприняли ряд мер и уменьшили количество суррогатного топлива на рынке с 20% до 9%. Пришло время следующего этапа — внедрения системных решений, которые снизят этот показатель до нуля.
Работу по внедрению системы «от НПЗ до бензобака» ведёт отраслевая рабочая группа при государственной комиссии по борьбе с незаконным оборотом промышленной продукции. В эту группу входят представители Минпромторга и Росстандарта, а также представители от топливной отрасли. Также в пилотном запуске принимают активное участие чиновники из Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Заместитель Министра промышленности и торговли Виктор Евтухов отмечает, что в прошлом году Росстандарт провёл более 3 тысяч проверок по всей России, по результатом которых доля выявленного суррогатного топлива составляет 3,5% у "сетевиков" и 22% у "частников".
Однако, понятно, что периодическими проверками ситуацию с фальсификатом не решить полностью, здесь необходим системный подход к контролю производства и реализации нефтепродуктов. Как минимум, необходимо понимать, в каком месте "разбавляют": на НПЗ, на заправке, при транспортировке… Добиться этого можно только с помощью чётко выстроенной системы контроля на всех этапах.
У Росстандарта уже есть успешный опыт внедрения глобальных систем прослеживаемости продукции (именно Росстандарт был главным инициатором запуска «Национальной системы сертификации»), поэтому его решено было применить и здесь. Тем более, что подобные системы — определённо тренд в области подтверждения соответствия продукции на ближайшую пятилетку. Современные технологии позволяют не только реализовать механизм прослеживаемости, но и, что самое главное, сделать его доступным и наглядным для рядового потребителя.
И вот, 11 февраля на территории СЗФО состоится пилотный запуск системы прослеживаемости нефтепродуктов «от НПЗ до бензобака», который продлится до середины 2019 года. По итогам этого запуска будут сформулированы чёткие критерии для запуска системы по всей России: как технические, так и законодательные.
Создатели системы обещают, что её внедрение никак не скажется на итоговой стоимости бензина.