3 июля Правительство РФ внесло в Госдуму проект Федерального закона «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в Российской Федерации» (
Законопроект разработан для повышения прозрачности работы онлайн-площадок и защиты прав граждан. Документ устанавливает базовые правила работы цифровых платформ для обеспечения гарантии безопасности потребителей и справедливых условий для предпринимателей.
Например, продавцы на маркетплейсах будут обязаны проходить проверку через государственные реестры, а платформы — обеспечивать прозрачность условий договоров с продавцами. Законопроект предполагает, что порядок взаиморасчетов и применения санкций за нарушение договора будет понятен и справедлив для обеих сторон, а не только для маркетплейса.
Так, санкции в отношении продавцов должны быть обоснованы, а уведомление о них направлено не позднее чем за 3 дня до применения. Законопроект также устанавливает порядок применения скидок за счет продавца: они могут предоставляться с согласия продавца, которого платформа обязана уведомить.
Важное новшество — система досудебного урегулирования споров. Продавцы получат возможность обжаловать решения платформ в электронной форме. Срок рассмотрения таких обращений составит не более 15 дней. Если претензию признают обоснованной, то платформа будет обязана отменить оспариваемое решение в течение 48 часов.
Вводят запрет на манипуляции с пользовательской выдачей. Если покупатель выбирает сортировку по определенному критерию (например, по цене), платформа не вправе искусственно изменять порядок товаров, продвигая рекламные позиции.
Также уточнили критерии, при соблюдении которых отношения между платформой, заказчиком и исполнителем признаются гражданско-правовыми. В их числе — отсутствие графика работы, право исполнителя отказаться от заказа и запрет на привлечение третьих лиц при исполнении заказа. При этом платформы получают возможность софинансировать социальные и пенсионные продукты для исполнителей.
Дополнительно ввели обязательное взаимодействие операторов платформ с налоговыми органами, а также требование не пропускать карточки товаров без указания продавцом исполнения требований по маркировке товаров.
Таким образом, законопроект направлен на достижение баланса интересов платформ, продавцов и покупателей. После принятия документа бизнесу потребуется время на адаптацию к новым правилам.
Ранее мы публиковали обзор одной из версий законопроекта о цифровых платформах и обязательно актуализируем его после принятия закона.