Как производителю выбрать поставщика материалов

Хотите знать больше? Подписывайтесь на нашу еженедельную рассылку о техническом регулировании.

Выбираем надёжного поставщика: особенности, критерии, полный алгоритм проверки

Выбираем надёжного поставщика: особенности, критерии, полный алгоритм проверки



Мы продолжаем серию материалов, адресованных новым российским производителям. В ней уже опубликованы статьи:

Сегодня мы разбираем тему, важность которой не приходится доказывать. Вы знаете, как выбор поставщика материалов влияет на качество готовой продукции и технологический процесс в целом. Наш новый обзор поможет учесть особенности российского законодательства и текущих условий при выборе контрагента, систематизировать знания о критериях оценки поставщика сырья, компонентов, комплектующих и способах анализа его документации, а также начать применять готовый алгоритм проверки.

Учитываем влияние внешних условий

Сразу выделим три фактора, которые в первую очередь отражаются на процессе поиска поставщиков в настоящее время.

Во-первых, законодательство РФ требует, чтобы при выборе контрагента предприниматель проявлял «должную осмотрительность». Если он этого не делает, то высока вероятность получить штрафы и тратить свои нервы и время на вынужденное общение с ФНС. Так, налоговики могут отказать в вычетах и даже доначислить налоги, если посчитают, что изначально договор был заключён с недобросовестным поставщиком.

В 2021 году налоговая инспекция Самарской области по итогам проверки деклараций НДС доначислила одному предпринимателю налоги, пени и штрафы на сумму более 66 млн руб. Причиной стали договоры поставки с пятью контрагентами, которых ФНС посчитала “проблемными”. Предприниматель пытался оспорить действия налоговой в суде, но проиграл. Смотрите Решение Арбитражного суда Самарской области от 15 октября 2021 года по делу № А55-22978/2021.

Во-вторых, в 2023 году Россия находится под действием внешних санкций, количество которых постоянно увеличивается. Производитель, работающий с импортными материалами, в любой момент может столкнуться с ситуацией, когда они станут недоступны или труднодоступны. Понятно, что в таких условиях лучше подстраховаться и заранее подобрать возможную замену “критическому импорту”.

В-третьих, в России никто не отменял штрафы за продажу некачественной или несертифицированной продукции. Производители получают их в том числе из-за недобросовестных контрагентов, которые поставляют продукцию с браком или без разрешительных документов. Не стать жертвой подобных обстоятельств помогают вовремя и надлежащим образом проведённые анализ документов, подтверждающих безопасность продукции, и аудит производственной площадки контрагента.

Находим российского поставщика сырья, компонентов и комплектующих

Часто контрагентов находят с помощью “сарафанного радио”, рекламы в Интернете, специализированных сайтов для производителей. Мы рекомендуем Вам использовать в работе несколько проверенных сервисов, созданных государственными структурами.

  1. Сервис импортозамещения 2.0 📄. Ресурс создан на базе ГИСП — государственной информационной системы промышленности, курируемой Минпромторгом России. На нём Вы узнаете о санкционных товарах, найдёте отечественные аналоги, подберёте поставщика по “параллельному импорту”.
  2. ГИСП 📄. В информационной системе размещён каталог отечественной продукции, а также сведения об актуальных мерах государственной поддержки и о том, как их получить.
  3. МСП 📄. На государственной платформе поддержки малого и среднего бизнеса, созданной под руководством Минэкономразвития России, Вы можете подобрать программу льготного лизинга, пройти бизнес-обучение и узнать о мерах поддержки МСП.

Еще перечислим несколько агрегаторов поставщиков — торговые площадки с объявлениями, на которых собраны предложения разных компаний, например:

Преимущество таких частных площадок — большое количество предложений от поставщиков из разных отраслей. Главный недостаток — повышенный риск выбрать из такого многообразия “проблемного” контрагента.

Оцениваем надёжность поставщика

Уже не актуально для проверки потенциального контрагента нанимать частного детектива или покупать на чёрном рынке слитые базы данных. В России есть официальные сервисы, на которых можно найти информацию о поставщике и «проявить должную осмотрительность».

  1. Сайт ФНС России 📄. Налоговая служба разработала специальный сервис «Прозрачный бизнес», который объединил несколько баз данных российских ИП, компаний, руководителей. С помощью сервиса Вы можете:
    • получить официальные данные из ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
    • проверить, ведёт ли потенциальный поставщик фактическую деятельность или сдаёт “нулевую” отчётность, либо вообще её не представляет;
    • посмотреть реестр дисквалифицированных лиц и понять, не запрещено ли директору и главному бухгалтеру поставщика занимать руководящие должности.
  2. Федресурс 📄. Сервис поможет узнать, не находится ли потенциальный партнёр на стадии банкротства. Дело в том, что из-за большого количества ограничений, накладываемых этой процедурой, есть риск не получить вовремя оплаченные материалы. Да и сам договор поставки может быть признан недействительным.
  3. Вестник государственной регистрации 📄. На этом государственном ресурсе публикуются сведения о предстоящем исключении компании из ЕГРЮЛ и недействующих ИП из ЕГРИП. Такое решение налоговая инспекция принимает, если организация в течение 12 месяцев не представляла налоговую отчётность и не проводила операций хотя бы по одному банковскому счету. Исключение организации из ЕГРЮЛ приравнивается к её ликвидации, а значит, она не может заключать и исполнять договоры.
  4. Сервис МСП «Проверка контрагента» 📄. Расширенное зеркало «Прозрачного бизнеса» позволяет посмотреть бухгалтерскую отчётность поставщика, проверить его руководителей на статус “массовый учредитель”, который вызывает подозрение у ФНС.

Все перечисленные сервисы работают официально, под эгидой государственных органов, и доступны бесплатно. Вам также могут пригодиться сервисы других государственных служб, например, база должников на сайте ФССП или реестр зарегистрированных интеллектуальных прав на сайте Роспатента.

Существуют коммерческие сервисы полной проверки контрагента, например «1 СПАРК Риски» или «Контур.Фокус».

Используем алгоритм полной проверки

В итоге алгоритм полной проверки надёжности поставщика может выглядеть так.

Шаг 1. Запросите у контрагента комплект документов: устав, решение или протокол собрания учредителей о назначении генерального директора, свидетельство ИНН, свидетельство ОГРН; для ИП — свидетельство ОГРНИП.

Если компания или предприниматель зарегистрированы после 2017 года, то вместо свидетельств будут выписки о внесении сведений в государственные реестры.

Шаг 2. Получите актуальные выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП на сайте ФНС России. Сверьте их с документами, которые Вам представил контрагент.

Что должно насторожить:

  • большое количество видов деятельности компании — от продажи станков до гостиничных услуг;
  • минимальный уставный капитал при крупных суммах контрактов;
  • наличие в выписке записей о недостоверности адреса или сведений о генеральном директоре.

В таких случаях речь может идти о фирмах-однодневках.

Шаг 3. Удостоверьтесь, что адрес регистрации контрагента не относится к “массовым”. Какие ещё компании числятся по нему, можно узнать на приведённых выше сервисах. “Массовый” адрес не обязательно свидетельствует о недобросовестности. Просто, скорее всего, фирма там не находится, и, соответственно, найти её будет сложно.

Шаг 4. Проверьте, не дисквалифицирован ли директор. Это можно сделать по Реестру дисквалифицированных лиц на сайтах ФНС или МСП. Лицо, включённое в реестр, не имеет права заключать договоры или подписывать документы.

Шаг 5. Проверьте поставщика на другие “проблемные” ситуации — банкротство, исключение из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, задолженности, нахождение в Реестре недобросовестных поставщиков 📄. Посмотрите в Картотеке арбитражных дел, какие судебные процессы были или идут у контрагента.

Шаг 6. Посмотрите отчётность поставщика на сайтах ФНС и МСП. Большие убытки сигнализируют о риске банкротства, а отсутствие отчётности — о том, что фирма является однодневкой, либо набирает авансы перед прекращением деятельности.

Шаг 7. Проверьте действительность всех необходимых документов: паспорта директора, доверенностей, лицензий и патентов, сертификатов и деклараций на продукцию.

Анализ документации поставщика, проведённый специалистами Агентства РСТ, позволит понять полноту и правильность оформления всех необходимых разрешительных документов на продукцию.

Шаг 8. Запросите у поставщика информацию о членстве в СРО — саморегулируемых организациях — или других некоммерческих объединениях. Добросовестные компании часто состоят в подобных НКО.

Шаг 9. Посетите производство потенциального поставщика. Так Вы убедитесь, что он осуществляет деятельность по реальному адресу, а не существует только “на бумаге”.

Шаг 10. Не заключайте контракт сразу на крупную сумму, а закупите опытную партию товара. Добросовестные поставщики обычно не против предоставить образцы.

Проходить все шаги из этого списка необязательно, но для выбора действительно надёжного поставщика два из них обязательны — проверка сервисами ФНС и анализ документации.

Оформляем результаты проверки

ФНС России советует документировать каждый шаг оценки поставщика. Распечатывайте документы, делайте снимки экранов. Заведите на компьютере отдельную папку договоров с поставщиками и храните в ней все результаты проверки. Регулярно, раз в 2-3 года, обновляйте информацию.

Так Вы всегда сможете защититься в суде от возможных претензий и доказать ФНС России, что при выборе контрагента «проявили должную осмотрительность».

У нас Вы можете заказать анализ документов, подтверждающих безопасность продукции, а также проведение аудита производства.

Всё самое важное о сертификации в ЕАЭС — в еженедельной рассылке Агентства РСТ

Подпишитесь, и со временем Вы будете свободно ориентироваться в техрегламентах, органах по аккредитации и ведомственных реестрах:

E-mail*

Для заказа услуг или получения консультации звоните +7 (499) 553 03 03

Заявка на консультацию

Чем подробнее Вы опишете свою продукцию и задачу — тем полнее будет консультация.

* - обязательное для заполнения поле

Отправляя заявку, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Отлично!

Очень скоро с вами свяжутся.

Заявка на расчёт стоимости и сроков

* - обязательное для заполнения поле

Отправляя заявку, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Ваша заявка успешно отправлена!

Дождитесь, пожалуйста, пока наш менеджер свяжется с Вами. И проверьте почту — мы отправили Вам письмо с полезной информацией о стоимости разрешительных документов.

Заявка на участие в вебинаре 21 сентября

После того, как Вы оставите заявку, мы свяжемся с Вами для подтверждения участия.

* - обязательное для заполнения поле

Отправляя заявку, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Ваша заявка успешно отправлена!

В течение нескольких часов мы свяжемся с Вами для подтверждение участия.

Заказ на получение руководства по оценке соответствия

Обязательно указывайте тот же e-mail, на который получаете рассылку, если Вы уже наш подписчик.

* - обязательное для заполнения поле

Оставляя заказ, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Отлично, проверьте почту!

На неё придёт письмо со ссылкой для подтверждения подписки (или уведомление об успешной отправке заявки, если Вы уже подписчик).

Предзаказ методического руководства по Вашей продукции

Когда у нас появится методическое руководство по указанной Вами продукции — мы сразу сообщим Вам об этом.

* - обязательное для заполнения поле

Оставляя предзаказ, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Отлично, предзаказ сделан!

Проверьте, что получили на указанную Вами почту автоматическое уведомление от service@rctest.ru.