В прошлом выпуске об обязательных и добровольных разрешительных документах, мы лишь вскользь упомянули о том, что у многих заявителей возникает "добровольное" отношение к такому обязательному документу, как декларация о соответствии средств связи.
Учитывая, что мы имеем большой опыт по выпуску разрешительных документов на телекоммуникационное оборудование и бытовую электронику, мы сделали отдельный выпуск исключительно про декларацию связи, в котором подробно расскажем обо всех нюансах оформления этого документа.
Нормативная база
В принципе, обязательное декларирование соответствия средств связи регулируется теми же документами, что и их обязательная сертификация:
- Федеральный закон 126-ФЗ «О связи», а именно статьи 41 (подтверждение соответствия средств связи) и 43 (декларирование соответствия).
- Постановление Правительства РФ №214 от 13 апреля 2005 года «Об утверждении Правил организации и проведения работ по обязательному подтверждению соответствия средств связи».
- Постановление Правительства РФ №532 от 25 июня 2009 года «Об утверждении перечня средств связи, подлежащих обязательной сертификации». Данный перечень интересен тем, что декларированию подлежат средства связи, в него не входящие.
На какую продукцию оформляется декларация связи
Для начала выясним, что является средствами связи. Ответ мы найдём в законе «О связи», в 28 пункте статьи 2 (основные понятия):
28) средства связи — технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи, включая технические системы и устройства с измерительными функциями.
И, на всякий случай, определение «электросвязи» из той же статьи:
35) электросвязь — любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.
Из этих двух определений вытекает простой вывод: средством связи является любое устройство, способное любым способом принимать или получать любые электросигналы.
Теперь обратимся к статье 41 всё того же закона «О связи» (подтверждение соответствия средств и услуг связи):
1. Для обеспечения целостности, устойчивости функционирования и безопасности единой сети электросвязи Российской Федерации является обязательным подтверждение соответствия установленным требованиям средств связи, используемых в:
1) сети связи общего пользования;
2) технологических сетях связи и сетях связи специального назначения в случае их присоединения к сети связи общего пользования.
[..]
Изготовитель вправе принять декларацию о соответствии тех средств связи, которые не подлежат обязательной сертификации.
Как видно, формулировка достаточно широкая. И под эту формулировку подпадает любая бытовая электроника с беспроводными модулями связи: GSM, LTE, Wi-Fi, Bluetooth и другими.
Сюда попадают те товары, которые на первый взгляд средствами связи не являются: "умная" бытовая техника, роботы-пылесосы, беспроводные периферийные устройства и оргтехника, пульты управления и контроллеры, bluetooth-колонки и многое другое.
Некоторых может смутить формулировка "вправе принять декларацию". Действительно, можно подумать, что изготовитель вправе принять декларацию, а вправе и не принимать. Однако, речь здесь идёт о том, что он вправе подтвердить соответствие своей продукции в форме декларирования, а не сертификации.
Можно ли оформить декларацию связи на встраиваемый модуль?
Один из самых частых вопросов, особенно от крупных производителей, в чьей линейке много выпускаемых устройств. И они, что логично, хотят тем самым сократить свои издержки — получить декларацию связи на модуль, а затем встраивать этот модуль в различные устройства.
Однако, позиция государственного надзора такова, что любой разрешительный документ должен оформляться на конечную продукцию, а не её составные части. И декларация о соответствии средств связи — не исключение.
Во главе угла здесь стоит конечный потребитель: что именно он покупает, на то и должны быть оформлены разрешительные документы. А покупает он не "Wi-Fi-модуль встраиваемый", а "холодильник со встроенным Wi-Fi-модулем".
Ответственность и последствия за отсутствие декларации связи
В отличие от техрегламентам ЕАЭС, где главный объект контроля — безопасность и здоровье потребителей, контроль за оборотом средств связи направлен на безопасность функционирования сетей связи. Недаром, в любой декларации законодательно закреплена формулировка, что продукция не окажет дестабилизирующее воздействие на целостность, устойчивость функционирования и безопасность единой сети электросвязи Российской Федерации.
Соответственно, и следить за этим уполномочена уже не Федеральная таможенная служба и Роспотребнадзор, а Федеральное агентство связи (Россвязь) и Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
И есть соответствующий раздел КоАП РФ, описывающий нарушения именно в области связи. Непосредственно про отсутствие декларации написано во второй части статьи 13.6:
2. Использование в сетях связи средств связи без декларации о соответствии, если законодательством не предусмотрена их обязательная сертификация,
- штраф для должностных лиц: от 15 000 до 30 000 рублей с возможной конфискацией незадекларированных средств связи;
- штраф для юридических лиц: от 60 000 до 150 000 рублей с возможной конфискацией незадекларированных средств связи.
Конечно, на сегодняшний день у Роскомнадзора есть "дела поважнее", чем привлекать к ответственности эксплуатантов (даже не производителей и продавцов) незадекларированных средств связи. Да и штраф, прямо скажем, не такой уж огромный. Именно потому что "ничего не будет" — не все дистрибьюторы в обязательном порядке требуют у производителей декларацию связи, а те, в свою очередь, её и не оформляют.
К счастью, так поступают далеко не все. Есть и порядочные дистрибьюторы, и честные производители, которые предпочитают оформить декларацию связи, следуя требованиям законодательства. А не своему желанию сэкономить здесь и сейчас, выпустив в обращение средства связи без неё.
Но не стоит полагать, что надзор за средствами связи и дальше останется таким. Ведомства взаимодействуют между собой и помогают друг другу искать нарушителей и привлекать их к ответственности. Таможня, например, уже давно взаимодействует с Роспотребнадзором, а недавно получила ещё и некоторые функции Россельхознадзора.
А соглашение о взаимодействии между Роспотребнадзором и Роскомнадзором подписано ещё в 2014 году, и уже проведена не одна сотня совместных мероприятий. Поэтому, вопрос усиления контроля в области соответствия средств связи — это лишь вопрос времени.